Золотое решето

 

ДРАМА, СКАЗКА

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

ХЛОЯ – 16 лет, воспитанница женского пансионата

МАКС –  17 лет, студент университета

ПРОФЕССОР – старик, преподаватель университета

КРИСТОФ – отец Макса, городской адвокат

ЭРНСТ – друг Макса, сын бургомистра

ЛУИЗА – мать Хлои, белошвейка

ЖОРЖ – жених, сын торговца

ГЛЮК – обожатель Хлои

ХЕЛЬГА – мать Глюка

БУЛОЧНИЦА

СЕДЕЛЬЩИК

МОЛОЧНИЦА

РЫБАК

ЛАВОЧНИК

ФЕЯ СЕЛЕСТИНА

ХОЗЯЙКА —

МАКС 2 – двойник Макса

ХЛОЯ 2 – двойник Хлои

ГОРОЖАНЕ

ЭКСКУРСОВОД

 

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

КАРТИНА 1

Утро. На площади перед замком Феи горожане спешат по своим делам. На лавочку присаживается Профессор.

БУЛОЧНИЦА. Свежая выпечка!  Хлеб, сахарные кренделя, булки, плюшки!

МОЛОЧНИЦА. Утреннее  молоко! Масло! Сливки! Творог!

СЕДЕЛЬЩИК. Кому седла? Тачаю седла.

РЫБАК. Ночной улов! Рыба! Рыба!

ЭРНСТ. (подыгрывая торговцам) Уроки музыки!  Поэзии!

МОЛОЧНИЦА.  Чего? На это корову не купишь.

БУЛОЧНИЦА. Пустая трата   денег.

ЭРНСТ.   Музыка и стихи для возвышенных натур.

МОЛОЧНИЦА.  Когда в животе от голода заурчит, будет тебе музыка.

ПРОФЕССОР.  Искусство —  это мера души.

МОЛОЧНИЦА.  (показывает на Музыканта)  Что-то слишком облезлая с виду.

На площади стремительно появляется Макс. Он натыкается на Булочницу, которая чуть не роняет корзину. Она грозит Максу кулаком.  Макс подходит к Эрнсту.

БУЛОЧНИЦА. Поди прочь,  негодник.

МАКС. Извините, фрау.

ЭРНСТ.  (торговцам) А вот и мой товарищ.  (Максу) Пойдем,  Макс,  подальше от пошлых людей и этой суеты.

БУЛОЧНИЦА. Куда уж нам супротив возвышенных натур.

ПРОФЕССОР.  (смотрит вслед  Максу) Приличные молодые люди.

БУЛОЧНИЦА.  Бездельники!

За стеной замка раздается одинокий звук колокола. Горожане замирают. Потом суматоха возобновляется.

РЫБАК. Ночной улов! Свежая рыба! Свежая рыба!

 

КАРТИНА 2

Дом Макса. В комнате Макс и  Эрнст. Макс и Эрнст склонились над столом, где у них разложены чертежи, рядом валяется большая  плетеная корзина от вина.

МАКС. Он должен взлететь.

ЭРНСТ.  Не выдержит.

МАКС.  Выдержит!

ЭРНСТ. Ты вечно торопишься.

МАКС. Кто бы говорил.

ЭРНСТ.  Ты о чем?

МАКС.  (шепотом) Дора, Дора, Дора!

ЭРНСТ.  Гнусные сплетни!  Дора – моя  родственная душа.

МАКС. А нежные письма, уединенные прогулки?

ЭРНСТ. Ты ничего не знаешь! (толкает Макса в плечо).  Хотя  та юная воспитанница  может воспламенить не одно романтическое сердце.

МАКС. (толкает Эрни) Эй,  забудь! Это я хочу с ней познакомиться.

ЭРНСТ. Ладно, дружище! Я тебе помогу.

МАКС.  Сегодня  дома  никого не будет, сможем спокойно расположиться на лужайке.

Друзья достают из шкафа полотняный мешок, вытаскивают из него самодельный резиновый шар. Достают горелку.

МАКС. Пошли.

ЭРНСТ. Разбудим этот сонный городишко!

МАКС. (хохочет) Чур! Сейчас моя очередь.

Юноши выходят вместе со своей ношей.

 

КАРТИНА 3

Жилище Макса. По комнате бегает возбужденный Кристоф. Берта — мать Макса безмолвно стоит у окна. На полу грудой свален сдутый шар. Рядом Макс.

КРИСТОФ.  Сколько мне отвечать за твои проделки, Макс!

МАКС. Это был  эксперимент.

КРИСТОФ. Бухнуться  в саду  женского пансионата?

МАКС. Мы думали, шар взлетит выше, но он  зацепился за деревья.

КРИСТОФ. Вы  думали?

МАКС.  Джордано Бруно вообще сожгли! А теперь восхищаются его смелостью!

КРИСТОФ. Ах, так тебе нужен  восторг толпы!

МАКС. А разве не получилось?

КРИСТОФ.  Ты взбудоражил весь город.  О нас только и говорят.

МАКС. И что в том плохого?

КРИСТОФ.   Жалкий шут! У меня  серьезная должность. Ты об этом подумал?

МАКС. Я не сделал ничего плохого.

КРИСТОФ. Ты своими кунштюками сведешь меня с ума. И этот твой дружок хорош.

МАКС. Вообще-то он сын бургомистра. Он вам всегда нравился. Или вам нравилась должность его отца?

КРИСТОФ. Нет, вы посмотрите, каков наглец! Тебе надо заняться делом.  Делом!

МАКС.  Чем плоха музыка? Я в ней  преуспел.

КРИСТОФ. Ты еще скажи, что твои рисунки великолепны.  Сумасброд.

МАКС.  Я верю в свой скрытый дар!

КРИСТОФ.  В самом деле?

МАКС.  Я  достиг изрядной виртуозности.  И даже начал сочинять.

КРИСТОФ.  Тебе надо  думать о серьезных науках.

МАКС. Меня назовут гением, я уверен.

КРИСТОФ. Прекрати это фиглярство.

МАКС. Хорошо, пока я просто талант.

КРИСТОФ. Посидишь  на хлебе и воде три дня под замком, и угомонишься.

Кристоф выходит. Макс кричит ему вслед.

МАКС.  Ты душишь меня! Я встретил девушку. Она прекрасна! Надеюсь, меня  успокоит прописанная папашей диета.

 

КАРТИНА 4

Летний сад в городе, где гуляют горожане. Звучит музыка. На площадке играет небольшой  оркестрик.   Выходят Хлоя и Макс.

ХЛОЯ.  Как вам пришло в голову полететь на шаре?

МАКС. Я услышал пение из пансионата и захотел непременно познакомиться с обладательницей столь божественного голоса. О, эти незабываемые  фиоритуры и  рулады.

ХЛОЯ. Вы думали о них, когда  спасались от нашего дворника?

МАКС. Конечно, даже в момент позорного бегства под натиском грубой силы.

ХЛОЯ. Макс, ты шутишь?  Ваш шар взорвался и упал  на лужайку. Мы очень испугались.

МАКС.  Ваш визг был великолепен!

ХЛОЯ.  Как и твои разорванные штаны.

МАКС. Неужели леди заметила?

ХЛОЯ. (смеётся) Тебе не попало от отца?

МАКС. Взбучка — ничто перед блаженством быть рядом с тобой.

ХЛОЯ. Ты всегда говоришь глупости с таким серьезным видом?

Навстречу Максу и Хлое идет Глюк. Он раскланивается Хлое, она перестает смеяться, слегка кланяется, отводит глаза.  Глюк буравит Макса взглядом. Они расходятся.

МАКС. Кто этот молодчик?

ХЛОЯ. Мой сосед.

МАКС. Я ему ничего не должен?

ХЛОЯ. Думаю, нет.

МАКС. Странный тип.

ХЛОЯ. Макс, пойдем отсюда. Жаль, что Глюк увидел нас вместе.

МАКС. Почему?

ХЛОЯ. Его мать  любит совать нос в чужие дела.

МАКС. Редко кто из нас освобожден от этой страсти.

 

КАРТИНА 5 

Утро. На площади перед замком Феи горожане спешат по своим делам. На лавочку присаживается Профессор.

БУЛОЧНИЦА. Свежая выпечка!  Хлеб, сахарные кренделя, булки, плюшки!

МОЛОЧНИЦА. Утреннее  молоко! Молоко! Сливки! Творог!

СЕДЕЛЬЩИК. Кому седла? Тачаю седла.

ЛАВОЧНИК. Папиросы, табак, курительные трубки.

Около торговцев появляется Эрнст. Молочница замечает его.

МОЛОЧНИЦА.  (Эрнсту)  Где нынче твой ученик, капельмейстер?

ЭРНСТ. Фрау, торгуйте своим маслом.

МОЛОЧНИЦА. Где эта благородная  натура?

ЭРНСТ. (молочнице) У вас уже молоко скисло.

МОЛОЧНИЦА. Смотри, какой умный.  Никому ты не нужен.

Эрнст уходит.  На площади появляется Хлоя, она оглядывается. Вбегает Макс с букетиком цветов, подходит к Хлое, вручает ей цветы, они прогуливаются по площади. Звучит одинокий, печальный звук колокола за стенами замка. Все на минуту застывают.

ХЛОЯ. Почему колокол иногда слышно?

МАКС. Его, наверное,  раскачивает ветер.

ХЛОЯ. Может  фея до сих пор живет в  замке?

МАКС. Не знаю.  Её давно никто не видел.

ПРОФЕССОР. (слышит слова Макса) Вы говорите о фее Селестине?

ХЛОЯ. Интересно, как она выглядит?

ПРОФЕССОР. Я видел ее, когда был мальчишкой. В тот день она достала золотое решето.

МАКС. Так это правда?

ПРОФЕССОР.  Она рассыпала золотую пыль над нами.  И я – сын простого ремесленника стал  заниматься наукой. Наш  город  расцвел.  Чудесное время было!

ХЛОЯ. А сейчас  время стало другим?

ПРОФЕССОР. Увы.   Колесо крутится, но не хватает самого главного.

МАКС. Чего?

ПРОФЕССОР.  Ах, дети, дети! Бегите по домам, вас, наверное, ждут.

МАКС. Я не хочу домой. Отец   пилит меня по любому поводу. Его бесконечные нотации меня просто бесят.

ПРОФЕССОР. Фея давно не доставала золотое решето. Горожане изменились. Я состарился.  Ученики разбежались. Я стал для всех просто смешным стариком.

МАКС. Хотите, мы станем вашими учениками.

ПРОФЕССОР.  С радостью.  Приходите  завтра. Может, я еще пригожусь.

МАКС. Придем!

ХЛОЯ. Макс,  тебе надо домой. Раз отец сердится.

МАКС. Проводишь меня?

 Хлоя м Макс убегают. На площади появляется Кристоф – отец Макса. Он подозрительно оглядывает площадь.  На площади появляется Луиза (мать Хлои) с корзиной в руках. Она замечает Кристофа и быстро проходит мимо. Он оборачивается,  с головы до ног осматривает спешащую Луизу. С букетиком цветов на площадь выпархивает Хлоя. Она  останавливается, как вкопанная под пристальным взглядом Кристофа.

КРИСТОФ. Вас зовут Хлоя?

ХЛОЯ.  Да.

КРИСТОФ. Вы – дочь прачки, не так ли?

ХЛОЯ. Моя мать – белошвейка.

КРИСТОФ. Не вижу  разницы. А ваш отец?

ХЛОЯ. Мои родители развелись.

КРИСТОФ. Развод? Большая редкость. А сейчас вы нацелились на моего Макса?

Хлоя хочет уйти. Кристоф  загораживая путь.

КРИСТОФ. Вы – не пара моему сыну. Оставьте его в покое! А эти цветы из нашего палисадника!

Хлоя уходит. Она сталкивается со своей матерью. Луиза несет  корзину, полную белья.

ЛУИЗА. Хлоя!

Хлоя не останавливается, убегает. Кристоф впивается взглядом в Луизу.

КРИСТОФ. Фрау Луиза.

Луиза останавливается, молча смотрит на Кристофа.

КРИСТОФ.  Я не хочу видеть вашу дочь рядом с моим сыном. Примите меры. Иначе сильно пожалеете.

ЛУИЗА. Вы мне угрожаете?

КРИСТОФ. Предупреждаю.

Кристоф уходит. Ему навстречу попадается Глюк. Он направляется  к Луизе.

ГЛЮК. Фрау Луиза, позвольте я помогу.

Глюк  берет корзину из рук Луизы.

ГЛЮК. Вы не видели Хлою? Я думал, она здесь.

ЛУИЗА. Куда-то помчалась.

ГЛЮК. Фрау Луиза, я скоро сдам экзамен.  Меня возьмут писарем в апелляционный суд. Там хоть и небольшое жалование, но прожить можно, и семью прокормить.

ЛУИЗА. Молодец, Глюк.

ГЛЮК.  Повышение  будет. Год, два и  поднимусь. Я человек прилежный, исполнительный. Мне нравится ваша дочь.

ЛУИЗА. Глюк, что ты  хочешь?

ГЛЮК. Скажите ей о моих чувствах. Замолвите за меня словечко. Вы же знаете нашу семью.  Мать и отец — порядочные набожные люди. И меня так воспитали.

ЛУИЗА. Хорошо, Глюк. Я поговорю с Хлоей.

ГЛЮК. Она на меня и смотреть не хочет. Чем я  ей не угодил?

ЛУИЗА. (забирает корзину) Я тороплюсь. Прощай.

Луиза уходит, Глюк садится на лавочку рядом с за дремавшим Профессором. Оглядывается по сторонам, вытаскивает у спящего Профессора кошелек, берет оттуда несколько монет, засовывает кошелек обратно ему в карман. Звук колокола.  Глюк торопливо уходит. Профессор открывает глаза. Звук колокола.

 

КАРТИНА 6

Дом Луизы и Хлои.  В комнате Хлоя. Она ставит букет цветов в вазочку. Входит Луиза.

ЛУИЗА. Дочка, ты пришила кружева?

ХЛОЯ. Сейчас доделаю.

ЛУИЗА. Ко мне подходил Глюк, мне кажется, он хочет посвататься.

ХЛОЯ. Мама! Даже не говори о нем! Он такой мерзкий!   Так противно облизывает губы, когда говорит.  Меня просто передергивает, когда он подходит.

ЛУИЗА. Он из приличной семьи, Хлоя.

ХЛОЯ. Мама, они плохие люди.

ЛУИЗА.  Кто тебе такое сказал?

ХЛОЯ.  Я знаю. Я  сон видела.

ЛУИЗА.   Что?

ХЛОЯ.  Мне приснилось,  будто я стою под окнами их дома, а мать Глюка бросается  из окна камнями. Потом выбегает из дверей и опять бросает в меня камни.

ЛУИЗА.  Ты серьезно веришь снам?

ХЛОЯ. Это сон-предупреждение.

ЛУИЗА. Отец Макса сегодня готов был наяву закидать меня камнями.

ХЛОЯ.  Я люблю Макса, а он любит меня.

ЛУИЗА.  Хлоя, я – белошвейка, моя мать была белошвейкой, её мать была белошвейкой. Но я хочу, чтобы ты получила образование.  Я все для этого сделаю. Но  все же надо выбирать  равного себе.

ХЛОЯ. Глюка?   Ты такого счастья хочешь для единственной дочери?

ЛУИЗА. Я тоже была влюблена. Когда-то.

ХЛОЯ. Ты хотя бы вышла замуж по любви.

ЛУИЗА.  А теперь воспитываю тебя одна.

ХЛОЯ.  Разве ты не была счастлива?

ЛУИЗА. Хлоя, я хочу тебе добра.

ХЛОЯ. С Глюком?

ЛУИЗА. У тебя нет приданого.

Хлоя выходит из комнаты.

 

КАРТИНА 7

Комната Макса, он сидит за столом вырезает фигурки из бумаги. В комнату входит отец Макса – Кристоф. Макс встает, собирает вещи, хочет уйти.

КРИСТОФ. Куда собрался?

МАКС. У меня занятие.

КРИСТОФ. Она тебе не пара.

Макс уже в дверях. Он останавливается.

МАКС.  А кто мне пара?

КРИСТОФ. Например, твоя кузина. Прелестная девушка.

МАКС. Самое прелестное в ней, это деньги её отца.

КРИСТОФ. А на что ты собираешься жить, юноша? Может, будешь давать уроки пения?

МАКС. Хорошее занятие.

КРИСТОФ.  Занятие – это служба в присутственном месте.  Или хотя бы приличная рента.

МАКС. Ты в молодости мечтал о должности адвоката?

КРИСТОФ. У меня был пример отца перед глазами.

МАКС. И у меня пример отца.

КРИСТОФ. Значит, я тебе не пример?

МАКС. Мне не кажется, что ты счастлив.

КРИСТОФ.  Я  доволен своей жизнью.  Единственное, что меня сейчас волнует, это твоя судьба.

МАКС. Ты о  планах устройства моей жизни, которые должны принести тебе покой?

КРИСТОФ. Да!

МАКС.  Хочешь загнать меня в государственное стойло?

КРИСТОФ.  Там хороший пансион, сынок.

МАКС.  Я уже сейчас чувствую,  будто мне перекрыли кислород.  Невозможно дышать полной грудью, невозможно радоваться, смеяться.

КРИСТОФ. Я  знаю цену пустой брехне. Ты – сыт, одет, живешь в большом доме, учишься в университете, ходишь на занятия по музыке, литературе. За чей счет? Это я тебе все обеспечил.

МАКС. Я не хочу заниматься тем, что противно моей природе.

КРИСТОФ. Запоешь по-другому, когда всего  лишишься.

МАКС.  (поет строчки из оперы «Фигаро» Моцарта) Фигаро здесь, Фигаро там! Фигаро!

КРИСТОФ. Вон! Дрянной мальчишка! Вон!

Макс выходит из комнаты.

 

КАРТИНА 8

В доме у Профессора. Здесь Хлоя и  Профессор.   

ХЛОЯ. Профессор, почему взрослые такие сердитые?

ПРОФЕССОР.  Чем больше люди живут, тем больше находят причин для беспокойства. Чем больше они хотят и не получают, тем больше разочаровываются. Их гложут тревоги и сомнения. Жизнь им кажется  трудной и беспросветной.

ХЛОЯ.   Они все против нас.

ПРОФЕССОР.   Этих людей трудно переубедить, хотя они тоже тянутся к счастью. Не надо на них оглядываться. Пусть остаются там, где хотят. Чем меньше о них думаешь, тем быстрее они исчезают из твоей жизни. (засыпает)

ХЛОЯ.  (трясет Профессора) Профессор,  что нам делать? Вы же знаете. Профессор!

ПРОФЕССОР.  А?

ХЛОЯ. Кто может нам помочь?

ПРОФЕССОР.  Фея. Фея.

ХЛОЯ. Та, что живет в замке?

ПРОФЕССОР.  Она  может сотворить чудо.

ХЛОЯ. Как  туда попасть?

ПРОФЕССОР. Надо иметь большое мужество, детка, чтобы решиться на это.

ХЛОЯ. У меня нет выбора, профессор. Я не хочу замуж за Глюка или подобного ему.

Входит Макс. Приближается к Хлое, берет её за руки.  

ХЛОЯ. Макс!

МАКС. (Профессору) Извините за опоздание.

ПРОФЕССОР.  Ах, юноша. Вы никуда  не опоздали.

МАКС. Пока.

ХЛОЯ.  Макс, нам надо попасть в замок к фее!

МАКС.  Это давняя моя мечта!

ХЛОЯ. Ты про детское желание перелезть через стену?

МАКС. Нет. Я всегда  хотел  увидеть фею.

ПРОФЕССОР. Не торопитесь. Сначала  надо решить вопрос, готовы ли вы рискнуть? На кону ваша репутация, состояние, вся  нынешняя налаженная жизнь, в конце концов.  Вы можете все потерять.

МАКС.  Если честно, мысленно я уже распрощался со всем этим.

ХЛОЯ. Макс!

ПРОФЕССОР. Похвально, что вы понимаете, о чем я говорю.

МАКС.  Мой отец затеял дьявольский мятеж против счастья, каким  не наслаждался сам. И  отказывает в этом счастье мне, своему сыну.

ПРОФЕССОР. Счастье. Ах!  Когда-то я был очень увлечен этим предметом. Я хотел постигнуть его сущность, измерить его  вес, цвет, объем. Я хотел понять, что это за материя.

МАКС. Моим родителям неведомо это чувство.

ПРОФЕССОР.  Все  хотят  добра своим детям.

ХЛОЯ.  Именно так они  говорят.

ПРОФЕССОР. Они говорят о том, что видят.

ХЛОЯ. Но есть же другое!

ПРОФЕССОР. Есть.

МАКС. (берет Хлою за руку) Нам некуда отступать.

ПРОФЕССОР.  Да, да. Этим должны заняться молодые. Я уже стар.

МАКС. Профессор, говорите.

ПРОФЕССОР.    Вам надо увидеть скрытое, хотя оно может быть на виду у всех.

ХЛОЯ. Не совсем понятно.

МАКС.   Как нам попасть в замок?

ПРОФЕССОР. Ключ от дверей дворца скрыт в памятнике, так гласит легенда.

ХЛОЯ. Ключ в памятнике отцу-основателю города?

ПРОФЕССОР. Да. Скорее это предположение верно, чем неверно.  Ключ должен быть там. Но!  Я исследовал  памятник вдоль и поперек,  и  ничего не нашел.

МАКС. А какая-нибудь подсказка, Профессор?

ПРОФЕССОР.  Возможно.

МАКС. Как её найти?

ПРОФЕССОР. (задумывается) Как  найти? Как найти? Главное хотеть этого.

ХЛОЯ. Хотеть чего?

ПРОФЕССОР. Попасть в замок.  Дорога обязательно приведет вас к цели.

МАКС. Вы говорите загадками.

ПРОФЕССОР. Это трудно объяснить. Надо стремиться туда, но не терять головы. Надеюсь, я не делаю ошибки. Прощайте, мои юные друзья.

ХЛОЯ. До свидания, профессор.

ПРОФЕССОР. Приходите, как только захотите.  Я хочу вам быть полезен.

МАКС. Обязательно.  Я тот, кто  совершенно ужасающим образом хочет быть счастливым в этой жизни.

ПРОФЕССОР. Это единственное, что имеет ценность.   У меня, возможно, есть кое-что способное  вам помочь. Я поищу.

Макс и Хлоя выходят.

ПРОФЕССОР. Может быть,  надо было отдать? Или не надо? Ах, я старый пень.  Разучился доверять людям.

 

КАРТИНА 9

Жилище Луизы и Хлои. За столом Луиза и мать Глюка фрау Хельга пьют чай.

ХЕЛЬГА. Какое у вас  вкусное печенье.  Дадите рецепт?

ЛУИЗА.  Вы готовите ничуть не хуже меня.

ХЕЛЬГА. Ах, вы правы. О чем это я?   Наши дети ведь  с детства росли  рядом.  И так быстро повзрослели.

ЛУИЗА. Фрау Хельга, я не могу отвечать за свою дочь. Я передам ваши слова. Но решать ей самой.

ХЕЛЬГА. Что вы говорите, фрау Луиза? Разве могут девушки что-то понимать о замужестве? Семья – это  не мечты, не воздушные замки. Это работа, это ответственность, это мораль. Это очень серьезное решение.  Родители лучше понимают, что нужно их детям. Вы знаете Дору Хатт?

ЛУИЗА.  Жену виноторговца?

ХЕЛЬГА.   Это просто ужас, что она себе позволяет.

ЛУИЗА.  Жить с человеком вдвое старше себя, и таким недалеким, наверное, не просто.

ХЕЛЬГА.  У неё любовник на восемь лет младше! Сын бургомистра, какой ужас! И он дружок того молодого человека, которого видели с вашей дочерью.

ЛУИЗА. При чем здесь Хлоя?

ХЕЛЬГА.  Конечно, не при чем. Говорят, что фрау Дора опять беременна.

ЛУИЗА. В самом деле?

ХЕЛЬГА. И  кого теперь  считать отцом  ребенка?

ЛУИЗА.  Не знаю, что и сказать.

ХЕЛЬГА. Ах,  большая разница в возрасте не  хороша для семьи. А вот Хлоя с Глюком   были бы  прелестной парой.

ЛУИЗА.  Возможно, фрау Хельга.

ХЕЛЬГА. Поговорите с дочерью. Она прелестное дитя. К тому же получает образование, достойное девушки из хорошей семьи.

ЛУИЗА. Да. Благодаря милости мадам Гертруды, попечительницы пансионата.

ХЕЛЬГА. Как приятно, что есть на свете  люди, готовые помочь бескорыстно.

ЛУИЗА. Да, нам повезло.

ХЕЛЬГА.  Мы тоже небогаты, хотя имеем небольшой доход. Мне кажется вы не на того ставите. Не вышло бы чего дурного.

ЛУИЗА. Мне надо работать, фрау Хельга. Очень много дел.

Хельга уходит. Из другой комнаты выходит Хлоя.

ХЛОЯ.  Я не хочу, чтобы она к нам приходила.

ЛУИЗА. Она наша соседка.

ХЛОЯ.  Я все слышала.  Мне неприятно, что ты с ней ты обсуждаешь других людей.

ЛУИЗА. Как ты разговариваешь с матерью?

ХЛОЯ.  Я уверена, за нашей спиной мать Глюка льет грязь и на нас. Она дурная женщина.

ЛУИЗА. Я не намерена в таком тоне  разговаривать с тобой. Иди в свою комнату.

ХЛОЯ. Она гадкая сплетница. И её сын такой же гадкий.

ЛУИЗА. Замолчи!

ХЛОЯ. (бросается перед матерью на колени, плачет)  Мамочка, пожалуйста, не отдавай меня замуж за Глюка. Пожалуйста. Пожалуйста.

ЛУИЗА. (тоже плачет) Хлоя, девочка моя.

ХЛОЯ. Дай мне слово, мама.

ЛУИЗА. Я и не думала о Глюке. Это все фрау Хельга.

ХЛОЯ.  Чем меньше об этих людях думаешь, тем быстрее они исчезают из твоей жизни.

ЛУИЗА. Кто тебе такое сказал?

ХЛОЯ.  Профессор.  Он самый умный в  городе.

ЛУИЗА.  (сквозь слезы) Умеешь же ты повеселить меня.

Стук в дверь. Входит Макс. Луиза встает, вытирает слезы.

ЛУИЗА. Вас не накажут, молодой человек, что вы являетесь в наш дом?

МАКС. Мое место рядом с Хлоей, не смотря на свинцовые гири, которые навязывает мне отец и его воспитание.

ЛУИЗА. Не обижай мою девочку, Макс.

МАКС.  Как я могу её обидеть?  Я живу её и являюсь ею.

ЛУИЗА. Задурил голову девушке.

ХЛОЯ. Мама, что  ты говоришь!

ЛУИЗА. Мне не переплюнуть, дочка,  твоего кавалера по части словес.

Макс и Хлоя уходят.

 

КАРТИНА 10

Площадь. Вечер. Около памятника герцога  Хлоя и Макс. Макс спрыгивает с постамента.

МАКС.  И где может быть ключ? (пинает ногой постамент) Чертов надутый индюк!

ХЛОЯ. (проводит рукой по камню) Камень везде одинаковый. Холодный, шершавый. Ай!

МАКС. Что такое?

ХЛОЯ. Порезалась! Острый какой.

МАКС. Дай руку.

Перевязывает Хлое палец.

ХЛОЯ. До свадьбы заживет.

Макс целует руку Хлое. Потом еще раз.

ХЛОЯ.  Лучше думай о ключе.

МАКС. Что тут может быть? В чем подвох?

Макс  обходит памятник вокруг. Хлоя припадает к постаменту ухом.

ХЛОЯ. Т-ш! Не шуми.

МАКС. Ухо береги.

ХЛОЯ. Ты видишь в нем что-нибудь необычное?

МАКС. Только слишком надменный вид.

ХЛОЯ. Измени угол зрения.

Макс встает на голову, смотрит на статую. На площади появляется Глюк. Он старается быть незамеченным, наблюдает за Хлоей и Максом.

МАКС.  Под камзолом ничего не видно. (падает на мостовую)

ХЛОЯ. Что-то должно быть. Мы делаем все так, как делали бы  другие.

МАКС. Конечно.  А что мы можем придумать?

ХЛОЯ.   Макс, ты должен стать умнее профессора.

МАКС. Это невозможно.

ХЛОЯ. Почему?

МАКС. Ему семьдесят, мне семнадцать.

ХЛОЯ. Макс, ты веселишься, а к нам опять приходила фрау Хельга.

Под ногой Глюка хрустит камень. Макс оглядывается, видит Глюка. Глюк выходит из тени.  

ГЛЮК. Хлоя, тебя ищет фрау Луиза.

МАКС. Похоже, это ты у нас ищейка.

ГЛЮК. Ты вроде как грубишь?

МАКС. Иди отсюда, пока цел.

ГЛЮК. Думаешь, у тебя за спиной стоит  папочка-адвокат?

МАКС. Ты осел, приятель. Твое и-а никогда не образует чистой септимы.

Глюк  делает пару шагов к Максу, швыряет камень ему в голову. Макс хватается за голову, вскрикивает. Хлоя подбегает к Максу.

ХЛОЯ. (Глюку) Подлый человек!  Мы заявим в полицию.

ГЛЮК.  Ты  не можешь быть свидетелем своего хахаля.

Макс бросается на Глюка, но тот трусливо покидает поле боя. Хлоя разматывает платок на руке,  прикладывает его  к ране на голове Макса.

МАКС.   Я бы вечно так сидел.

ХЛОЯ. Пора домой.

МАКС.  (Смотрит на статую Герцога снизу вверх, потом на платок). Хлоя, дай мне платок.

ХЛОЯ. Зачем?

МАКС. Тут наша кровь.

ХЛОЯ. Я отстираю.

Макс подходит  к постаменту, трет  ногу статуи  окровавленным платком.

ХЛОЯ.  Думаешь, он жаждет крови?

МАКС. Говорят, он был хитрый и беспощадный.

ХЛОЯ. Поэтому  охраняет дворец  феи?

МАКС.  Если бы Герцог был добр ко всем, кто хотел  проникнуть туда,  от феи давно ничего не осталось.

ХЛОЯ. Почему?

МАКС.  Людишки  свели бы прекрасную фею с ума своими  пошлыми просьбами. Они  измельчили, растолкли и употребили её на обед ради своих мелочных желаний.

ХЛОЯ. А наша просьба достойна её ушей?

МАКС. Конечно, Хлоя. Ты ведь не попросишь золотые сережки?

ХЛОЯ.  Ты считаешь  золотые сережки пошлостью?  Что дурного в красоте?

МАКС. Ничего. Но ради них беспокоить фею не стоит.

ХЛОЯ.  Но  что плохого в том, что девушка хочет украсить себя?

МАКС.  (поет) Коль я по нраву твоему,  то в жены я тебя возьму!

ХЛОЯ.  Макс!

МАКС. Я необычайно пригоден для семейного счастья!

ХЛОЯ. Я вижу, сережек мне не видать, как своих ушей!

МАКС. (дразнит Хлою) О, эти прекрасные сережки!

Хлоя и Макс уходят. Звук колокола. Статуя Герцога слегка меняет  положение.

 

КАРТИНА 11

Хлоя входит в комнату. Здесь сидит Луиза и Жорж, мужчина лет за 30. Хлоя застывает на пороге.

ЛУИЗА. Хлоя, познакомься. Это –  месье Жорж, племянник мадам Гертруды.

Хлоя делает книксен, Жорж  кланяется.

ЖОРЖ. Рад познакомится.  Не ожидал встретить такой райский цветок в этом захолустье.

ХЛОЯ.  Среди репейников и одуванчиков?

ЛУИЗА. Хлоя. Что ты говоришь?

ЖОРЖ. Наверное, я пытался сделать комплимент.

ЛУИЗА. Как поживает ваш батюшка? Он, кажется, торговый агент?

ЖОРЖ. Как всегда  весь в заботах и делах.

ЛУИЗА. А к нам в городок с какой целью?

ЖОРЖ. Проездом навестить тетушку.  (Хлое) Вы ведь посещаете пансионат мадам Гертруды, мадмуазель? Чему там нынче учат хорошеньких девушек?

ХЛОЯ. Разные предметы. А также  музыка, декламация.

ЖОРЖ. Пение! Театр! Разве они так надобны юным прелестницам? Если честно,  не вижу особого смысла в этих занятиях. Однажды я даже уснул в концертах.

ХЛОЯ. А в какой сфере лежат ваши интересы?

ЖОРЖ. О, какой слог! Сразу видно образованную девушку! Я подумываю о семье.  Я многое повидал, пора бросить якорь.

ХЛОЯ. Так вы сейчас в поиске?

ЛУИЗА. Хлоя.

ЖОРЖ. Мадмуазель Хлоя, у меня такое чувство, что мой поиск закончился в тот момент, когда вы появились на пороге.

ХЛОЯ. Извините, мне надо вас покинуть.

Хлоя встает и выходит. Жорж  поднимается.

ЖОРЖ. Спасибо за чай, фрау Луиза. Мне пора.

ЛУИЗА. Приходите завтра, я испеку яблочный пирог.

ЖОРЖ. Всенепременно. Я, кажется, стану у вас постоянным гостем. Ваша дочь мне очень понравилась.

ЛУИЗА. Она прекрасно поет.

ЖОРЖ. Ну, знаете, для семейной жизни это не главное.

ЛУИЗА. У неё много добродетелей.

ЖОРЖ. (под нос) Надеюсь, что так.

ЛУИЗА. Что?

ЖОРЖ. Прелестная девушка. И так мило краснеет.

ЛУИЗА. До свидания.

Жорж  уходит. Возвращается Хлоя.

ХЛОЯ. Мама, почему он пришел сюда?

ЛУИЗА. По рекомендации  мадам Гертруды. Он тебе понравился?

ХЛОЯ. Нет. Он  отвратительный!  Смотрел, как будто раздевал меня.

ЛУИЗА. Какая чушь. Он добропорядочный человек.

ХЛОЯ. С липким взглядом и сальными комплиментами. (передразнивает) Райский цветок! Юные прелестницы! От него дурно пахнет.

ЛУИЗА. Что ты говоришь!

ХЛОЯ.  Мама, открой глаза.

ЛУИЗА. Я понимаю, у тебя только один человек на уме. Но  он никогда не женится на тебе. Пора оставить эти мысли.

ХЛОЯ. Откуда ты знаешь?

ЛУИЗА.  Всё против вас.

ХЛОЯ. Если этот мерзкий тип станет моим мужем, я сброшусь с моста.

ЛУИЗА. Хлоя! Прекрати меня тиранить. Что тебе нужно?

ХЛОЯ. Всего чуточку. Быть счастливой, и не жить так, как кто-то считает нужным.

ЛУИЗА. Хлоя, мы многим обязаны мадам Гертруде!

ХЛОЯ. Ах, так! Тогда мне не нужен пансионат мадам Гертруды!

ЛУИЗА. Месье Жорж из  состоятельной семьи.

ХЛОЯ.  Хочешь  меня выгодно продать?

ЛУИЗА. А ты хочешь за гроши корпеть над шитьем всю жизнь?

Хлоя выходит из комнаты. Хлопает дверью.

 

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ 

 КАРТИНА 1

Комната Эрни. Здесь Эрни и Макс. Эрнст мечется из угла в угол, дергает себя за волосы.

ЭРНСТ. Я в отчаянии. Что делать?

МАКС. Эрнст, ты оторвешь себе голову.

ЭРНСТ.  Эти люди сведут Дору с ума. Они шепчутся по углам, собираются как крысы  в стаю, они хотят сожрать её.

МАКС. Эрни, ты ведешь себя, как умалишенный.

ЭРНСТ. Макс, пойми. Она хочет расстаться.

МАКС. В городе только о вас и судачат.

ЭРНСТ. Отец требует, чтобы я уехал.

МАКС. А Дора?

ЭРНИ. Она тоже не видит выхода.  Я думаю только о ней. Я хожу под её окнами. Я жду её в летнем саду,  в надежде, что увижу. Я разговаривал с молочницей, которая каждый день носит им молоко. Я завидую этой толстой бабе. Она может запросто зайти к ним в дом. Боже! Я несчастный человек. Дора!

МАКС. Эрни, я понимаю, это тяжело.

ЭРНСТ.  Макс,  я хочу превратиться в  ею собаку, в её собаку!  И тогда смогу  быть рядом. Все время быть рядом. Меня никто не отгонит.  Я вцеплюсь в  каждого, кто захочет обидеть мою любимую. Я  буду грызть их зубами. Грызть, рвать! Пусть бьют палкой, пусть убивают, я не разомкну пасти.

МАКС. Эрни, дружище, успокойся.

ЭРНСТ. Макс. Я не хочу жить без неё. Я не могу этого вынести. Я почти не сплю.

Достает револьвер из выдвижного ящика. Макс вскакивает, подходит к Эрнсту. 

МАКС. Заряжен?

ЭРНСТ. Да.

МАКС. Отличное оружие. Где взял?

ЭРНСТ. У отца.

МАКС. Слушай, Эрни. А не прогуляться ли нам немного? Я знаю отличное местечко, где можно посидеть.

Эрнст вертит револьвер в руках, кладет на стол.

МАКС. Только тебе надо переодеться, дружище.

Эрнст отходит к шкафу, Макс быстро разряжает револьвер. Эрни поворачивается к Максу.

ЭРНСТ. А где это?

МАКС. Тут недалеко.  Хозяин будет рад нас видеть.

ЭРНСТ. (садится на стул) Я не могу. У меня нет сил.

МАКС.  (помогает ему подняться) Приятель, тебе надо развеяться.

ЭРНСТ. Не могу.

МАКС. Тебе там понравится.

Макс тащит его к выходу.

 

КАРТИНА 2

Небольшой кабачок в подвальчике. Несколько столов, за которыми сидят мужчины. В углу за столом Макс и Эрнмт. По  залу бегает официант.

МАКС. Эй, человек!  Еще пива!

Официант приносит две кружки и ставит на стол.

ЭРНСТ. Я раздавлен, Макс. Я ни о чем не могу думать.

МАКС.  Небольшое душевное расстройство.

ЭРНСТ.  Душа, Макс!  Для меня это не просто избитое слово, как для многих, которые без конца его повторяют. Я чувствую её  физически.

МАКС. Прошу тебя,  не говори об этом никому.

ЭРНСТ.  Макс, ты не понимаешь.

МАКС.  Ты  хороший человек, но  попусту тратишь  время.  Носишься по городу как ненормальный, бормочешь что-то себе под нос, пугаешь народ.
ЭРНСТ. Что мне они? Мои собственные  чувства  страшат меня гораздо больше людей.

МАКС.  Ты наэлектризован  до крайности. От тебя искры сыплются.

ЭРНСТ.  Макс, а кто здесь может быть  объявлен мерилом рассудка? Кто? Те, кто мечтает получше  есть-пить и не иметь долгов.

МАКС.   Хочешь, чтобы тебя обозвали безумцем?

ЭРНСТ. Любой хоть немного эксцентричный ум для них  ненормален и кажется им тем сильнее, чем усерднее он пытается воспламенить эту внешнюю тусклую, мертвенную жизнь.

МАКС. Мне, право, пора кричать пожар, дружище!  Говорят, ночью видели странные отблески на площади. Не твоих рук дело?

ЭРНСТ. Не приписывай мне то, в чем ты больший специалист.

МАКС.  Ладно, это была шутка.  Мне нужна помощь.

В заведение входит Жорж. Он навеселе  Его приветствую приятели, он садится к ним за стол  недалеко от Макса и Эрнста. Следом  за Жоржем появляется Глюк. Присаживается  недалеко. Прислушивается к  разговору.

МАКС. Я хочу попасть в замок феи.

ЭРНСТ.  В замок феи? Да ты сумасшедший?

МАКС.  Я хочу поговорить с ней.

ЭРНСТ. Поговорить?

МАКС. Не так громко, дружище.

ЭРНСТ. Это миф. Феи давным-давно нет.

МАКС. Тогда я хочу проверить наверняка. У тебя есть какие-нибудь идеи?

 Жорж приносят кружку. Приятели присоединяются.

ПРИЯТЕЛЬ 1. Давненько тебя не было. Ты к нам надолго?

ЖОРЖ. Проездом.  Тетка хочет отписать наследство. Я её единственный племянник!

ПРИЯТЕЛЬ 2. Да, ты везунчик!

ЖОРЖ. Правда она ставит одно условие, старая мегера!

ПРИЯТЕЛЬ 1. Говори, говори!

ЖОРЖ. (громко объявляет тост) Давайте лучше выпьем за дам! За фройляйн, которые нашими усилиями превращаются в искушенных фрау, и  отдают нам свои лучшие годы и прелести!

Выпивают, с грохотом одновременно ставят кружки на стол. Жорж оглушительно  хохочет,  Макс смотрит на него.

МАКС.  Похоже, он думает, что сказал чертовски веселую шутку!

ЭРНСТ. Низкий человек.

ЖОРЖ. Эй! Еще пива. (собутыльникам)  Сегодня у меня была встреча м-м-м! (крики одобрения) Она только взглянула на меня и покраснела. Я точно знаю, какие мысли смутили её. Я всё про них знаю.

Жорж опять оглушительно хохочет.

МАКС. ( Эрнсту) Человек-животное с еще  одним умопомрачительным откровением.

ЭРНСТ. Прожженный сластолюбец.  Скорее всего, завсегдатай борделей.

ЖОРЖ. Женщины меня обожают. Я могу им дать то, на что не способны слезливые юнцы.   Я знаю, чего ждут эти милые скромницы.  Я никогда не разочаровывал их.

МАКС. Мне надоело соседство с этим экземпляром.

ЭРНСТ. ( Жоржу) Эй,  самец!   Ничего не напутал?  Здесь  культурное заведение, а не казарма. Нам не хочется слушать твои пьяные  бредни.

ЖОРЖ. (собутыльникам) Это кто такой?

МАКС. (Жоржу)   А ты кто такой?

ЖОРЖ.  Еще один студиозус!

ЭРНСТ. Вымой язык с мылом, лавочник.

ЖОРЖ.  Посмотрите на этих целомудренных моралистов.

МАКС. Ты заткнешься сегодня!

 Приятель Жоржа что-то  нашептывает ему. Жорж  встает, покачиваясь.  

ЖОРЖ. ( Эрнсту) Эй, приятель.  Не ты ли объездил кобылку старика-виноторговца? Что,  хороша? Да, вам соплякам, и вторая свежесть сойдет!

Эрни бросается на Жоржа, к драке подключаются приятели Жоржа и Макс. В стороне стоит Глюк и наблюдает за ними. Хозяин и другие посетители разнимают драчунов.  В кабачке появляется полисмен.

 

КАРТИНА 3

Дом  Хлои. Вечер.  За столом рукодельничают Луиза и Хлоя. Стук в дверь. Входит фрау Хельга.

ХЕЛЬГА. Добрый вечер, соседки. Забежала на минуточку. Уж поздно, а вы за работой.

ЛУИЗА. Надо выполнить заказ.

ХЕЛЬГА.  Говорят  в « Веселом  рыбаке», такая драка! Просто ужас!  И там эти воспитанные юноши, сын бургомистра и сынок адвоката.

Хлоя вскакивает.

ХЛОЯ.  Мама, где этот «Рыбак»?

ЛУИЗА. Дочка сядь.

ХЕЛЬГА. Их уже в кутузку всех  забрали. Напились, и давай буянить.

ЛУИЗА. Хлоя, иди спать, уже поздно.

ХЛОЯ. Мама!

ХЕЛЬГА. Уж, конечно, накажут  дебоширов.

ЛУИЗА. Фрау Хельга, кто вам такое  рассказал?

ХЕЛЬГА. Глюк.

ХЛОЯ. А что делал Глюк в  этом заведении?

ХЕЛЬГА.  Весь день зубрил, бедняга, а  вечером  пошел  прогуляться.  Ну, и заглянул в кабачок лимонаду выпить.

ХЛОЯ. В пивных  лимонад не подают.

ЛУИЗА. Хлоя, помолчи.

ХЕЛЬГА. На что вы намекаете?  Глюк совершенно трезвый пришел. В отличие от этих смутьянов. И кстати, фрау Луиза,  драку студенты учинили с вашим знакомым.

ЛУИЗА.  Каким знакомым?

ХЕЛЬГА.   Сегодня у вас был. Он мне  так вежливо раскланялся. Я, правда, первый раз  его здесь видела.

ЛУИЗА. Спасибо, что сообщили, фрау Хельга.

ХЕЛЬГА. Ваш гость, кстати, совсем не сдержан на язык дорогая.  Глюк такое слышал!

ЛУИЗА. До свиданья, спасибо, что навестили,  нам пора ложиться.

ХЕЛЬГА. Спокойной ночи. Если, конечно,  уснете, милая.

Хельга выходит. Хлоя берет одежду.

ЛУИЗА. Даже не думай, никуда не пойдешь.

ХЛОЯ. Мама, я хочу все узнать.

ЛУИЗА. Что узнать? Напились, подрались. Папаши вызволят. И того, и другого.

ХЛОЯ. Макс – не пьяница.

ЛУИЗА. Конечно, тоже лимонаду  зашел выпить.

ХЛОЯ. А твой Жорж не зашел? Вот кто первый пьяница. После визита к нам прямиком в пивную.

ЛУИЗА. Он может себе позволить, человек взрослый, состоятельный.

ХЛОЯ. Мерзкий тип, каких мало.

ЛУИЗА.  Завтра никуда не пойдешь.  Мне надоели твои истерики.  Мать лучше знает, что надо её дочери.

ХЛОЯ. Мать даже про себя не знает, что ей надо!

ЛУИЗА.  Выйдешь замуж за того, кто первый  к тебе посватается.

ХЛОЯ.  Сама и выходи, раз тебе  не терпится.

Хлоя убегает в свою комнату, хлопнув дверью.

ЛУИЗА. Что за день!

 

КАРТИНА 4

Дом Хлои. Вечер. Стук в дверь. Луиза открывает дверь. На пороге Жорж с букетом цветов. Сияющий, как медный пятак.

ЖОРЖ. Фрау Луиза, категорически здравствуйте. Еле дождался вечера, чтобы прийти к вам с визитом.

 Целует руку. Вручает букет и коробку со сладостями.

ЖОРЖ. А где распрекрасная фройляйн Хлоя?

ЛУИЗА.  Она слегка недомогает.

ЖОРЖ.  Ах, фрау Луиза, неужели она к нам не выйдет?

ЛУИЗА.  Как  провели  ночь, месье Жорж?

ЖОРЖ. Вполне сносно, не жалуюсь.

ЛУИЗА. Моя соседка фрау Хельга видела, как вас уводил околоточный. Она сказала,  вы устроили дебош со студентами.

ЖОРЖ. Ох, этот маленький городишко. Уже все всё знают. Фрау Луиза,  я  совершенно ни при чем. Это всё  бурши.  От них никакого покоя мирному обывателю. Их попойки и выходки всем известны.

ЛУИЗА. В драке участвовал сын бургомистра, у него хорошая репутация.

ЖОРЖ. У сына бургомистра давно  не та репутация, о которой вы говорите.

ЛУИЗА. И сын городского адвоката.

ЖОРЖ. Эти два наглых студиозуса сами затеяли драку.

ЛУИЗА. Из-за чего?

ЖОРЖ. Разве им нужна причина?

Стук в Дверь. Входит Макс. Жорж и Макс смотрят  друг на друга. Пауза.

МАКС. Фрау Луиза, Хлоя дома? Мы договаривались о встрече, она не пришла.

ЛУИЗА. Я думала, вы тоже сегодня будете очень заняты.

МАКС. Фрау Луиза, меня трудно чем-либо остановить.

Из своей комнаты выходит Хлоя. Делает книксен Жоржу, он ей галантно кланяется в ответ. Макс смотрит на них.

МАКС. (Жоржу) Эта та самая  юная фройляйн, о которой вы рассказывали своим приятелям? Нескромные желания которой вы мгновенно прочли на её раскрасневшемся лице?

ЛУИЗА. Что вы сказали?

ЖОРЖ. Ах, ты  наглец!

Хлоя отворачивается, уходит в свою комнату. Луиза встает между Максом и Жоржем.

ЛУИЗА. Вы не в пивной, месье Жорж.

ЖОРЖ. Кого вы слушаете, фрау Луиза?

ЛУИЗА. Прошу вас, уходите.

ЖОРЖ. Фрау Луиза, неужели вы верите этому проходимцу?

ЛУИЗА. Давайте обсудим всё после. Сейчас не время.

Жорж разворачивается и уходит. Луиза смотрит на Макса.

МАКС. Простите, фрау Луиза, но мне надо поговорить с Хлоей. Это очень важно.

ЛУИЗА. Вы думаете, что лучше этого господина, Макс? Вы встретились в одной и той же пивной. Просто он прошел уже часть пути, а вы только начинаете.

МАКС.  На первый взгляд все так и выглядит, но мне надо объясниться.

ЛУИЗА. Почему я должна верить  вам?

МАКС. Наверное,  потому, что я еще не прошел  свою часть  пути, и куда я пойду, зависит от вас. Разрешите  поговорить с вашей дочерью.

ЛУИЗА. Хлоя стала совершенно неуправляема, в этом я вижу ваше влияние, молодой человек.

МАКС. Все хотят управлять нами.

ЛУИЗА. Ваш выбор ведет  в пропасть.

МАКС. Фрау Луиза. Разрешите поговорить с Хлоей.

ЛУИЗА. Нет. Нет и нет.

МАКС. Мы любим друг друга.

ЛУИЗА. Тем более нет. И не говорите, что броситесь с моста. Я это уже  слышала.

МАКС. Вы еще более черствы, фрау Луиза,  чем мой отец. Хотя, я думал, ему в этом нет равных.

Пауза.

ЛУИЗА. Хлоя! Выйди, пожалуйста.

На пороге мгновенно появляется Хлоя.

ЛУИЗА.  Пять минут.

Луиза выходит. Хлоя мрачно смотрит на Макса.

МАКС. Я чувствую только одно, ты — это я.  Я – это ты. Как можно сердиться на самого себя?

Хлоя молчит.

МАКС.  Хлоя, найди оправдание для меня.

ХЛОЯ. Ты обещал, что не выйдешь из библиотеки, пока не узнаешь  про  Герцога.

МАКС. Было дело.

ХЛОЯ. Ты сказал, что найдешь зацепку.

МАКС. Сказал, что постараюсь.

ХЛОЯ. Ты дал слово, что придумаешь способ, как добыть ключ.

МАКС. Верно.

ХЛОЯ. И что ты сделал?

МАКС. Ничего. Но это еще раз доказывает, что я – это ты.

ХЛОЯ. Неужели?

МАКС. Ты любезничала с этим господином. Я проводил время с товарищем.

ХЛОЯ. Макс, ты издеваешься надо мной?

МАКС. Если честно, я в бешенстве. Я хочу прямо сейчас догнать этого негодяя и разорвать его на куски.

Хлоя молча смотрит на Макса. Пауза. Макс обнимает Хлою.

МАКС. Нам надо сходить к Профессору.  Он что-то хотел сказать нам, я видел.

Входит Луиза.

ЛУИЗА. Макс, уходите. Надеюсь, больше с вами не увидимся.

МАКС. Был бы очень огорчен, если бы это произошло.

ЛУИЗА. Считайте, что уже произошло.

КАРТИНА 5

Дом Профессора, входят Хлоя и Макс. Хозяйка дома убирает комнату.

ХЛОЯ. Добрый день, Профессор дома?

ХОЗЯЙКА. Его  нет.

МАКС. А когда будет?

ХОЗЯЙКА. Никогда.

ХЛОЯ. Он уехал?

ХОЗЯЙКА. Прибрался, ваш профессор.

МАКС. Как? Когда?

ХОЗЯКА. Пять дней нынче будет.

ХЛОЯ. А  завещание он не оставил?

ХОЗЯЙКА. А вы, чай родственники? Что-то я никогда вас не видела.

МАКС. Мы были здесь недавно. Профессор нас  приглашал, кое-что хотел нам передать.

ХОЗЯКА. Помилуйте, у него ценностей отродясь не было. Только книги. Он их университетской библиотеке давно отписал.

ХЛОЯ. Как жаль, Профессор обещал нам помочь.

ХОЗЯЙКА. Говорю вам, после него ничего не осталось. Деньги  на похороны-то кое-как наскребли. Ученый был человек, небогатый.

ХЛОЯ. Мы так надеялись на эту встречу.

ХОЗЯЙКА. На всё воля божья.

МАКС. До свиданья. Прощайте.

Макс и Хлоя идут к двери. Хозяйка смотрит им вслед.

ХОЗЯЙКА. Стойте. Как вас зовут?

МАКС. Макс и Хлоя.

Хозяйка достает из передника небольшой бумажный сверток.

ХОЗЯЙКА. Может это он вам хотел передать?

 Макс разворачивает бумагу, достает старое увеличительное стекло на костяной ручке. 

ХЛОЯ. Странно.

МАКС. А больше ничего?

Хозяйка пожимает плечами.

ХОЗЯЙКА. Я не душеприказчик. Лепетал Профессор  что-то перед смертью.  Про девушку и парня. Вот я и подумала.

ХЛОЯ. А что он  говорил?

ХОЗЯЙКА. Да не знаю, бред какой-то.  Вроде как, в крайнем случае, может быть.

МАКС. Что, в крайнем случае?

ХОЗЯКА. Не пытайте меня. Не знаю я. Старый человек он был.

 

КАРТИНА 6

Дом Хлои.  Здесь Хлоя.  В дверь тихо проскальзывает Макс.

МАКС. Хлоя!

Хлоя бросается к нему в объятия.

ХЛОЯ. Макс!

МАКС.  Отец отсылает меня в другой город к дяде.

ХЛОЯ. Мать точно выдаст меня замуж за этого типа. Сегодня она ходила к  мадам Гертруде.  Я чувствую, они все решили.

МАКС.  Не кричи. Я все продумал и   приготовил. Сегодня ночью ты должна улизнуть из дома. Я буду тебя ждать недалеко отсюда.

ХЛОЯ.  Макс, мне страшно.

МАКС. Надо действовать.  Мы не можем больше ждать.

ХЛОЯ. Хорошо, иди. Я не хочу, чтобы мать увидела тебя.

МАКС. В полночь.

Макс идет к двери.

ХЛОЯ. Макс!

Макс останавливается около двери.

МАКС. Лучше умереть, чем жить ради их одобрения.

ХЛОЯ. Боже!

МАКС. Не теряй решимости!

ХЛОЯ. Да.

Макс уходит. Хлоя  ходит по комнате, напевает.  Появляется  Луиза.

ЛУИЗА. Что  ищешь?

ХЛОЯ. Да так.

ЛУИЗА. Хлоя,  что-то случилось?

ХЛОЯ.  Ничего.  Песенка вспомнилась,  её бабушка пела, про лодку.

ЛУИЗА. Старинная песня. Еще прабабка пела. Легенда такая была.

ХЛОЯ. Расскажи.

ЛУИЗА. Простая девушка  полюбила знатного юношу. И он её полюбил. А потом юноша ушел на войну.

ХЛОЯ. И что?

ЛУИЗА. Девушка осталась одна. Родила ребенка. Ей было очень одиноко.

ХЛОЯ.  И чем всё закончилось?

ЛУИЗА. Она ждала своего воина, но не дождалась. Он слишком поздно вернулся.

ХЛОЯ. Она умерла?

ЛУИЗА. Наверное.

ХЛОЯ. Печально.

ЛУИЗА. Прабабка говорила, что эта девушка была из нашего рода.

ХЛОЯ.  Правда? Почему ты мне никогда не рассказывала?

ЛУИЗА. Давно это было. Я уж забыла.  А ты запела, я вспомнила.

ХЛОЯ. А что знатный юноша?

ЛУИЗА.  Он стал важным господином. Очень важным. Может быть даже главой города. И никто  не смел напоминать ему, что он любил простолюдинку.

ХЛОЯ. А лодочка, качаясь, плывет куда-то вдаль.

ЛУИЗА, ХЛОЯ.   И так же угасает, течет моя печаль.

ЛУИЗА. Что-то уж больно грустная ты сегодня.

ХЛОЯ. Пойду спать. (целует Луизу)

ЛУИЗА. Хороших снов.

 

КАРТИНА 7

На площади перед памятником Герцогу. В руках у Макса большой молоток-колун. Хлоя смотрит, как Макс примеряется, чтобы ударить по постаменту. Макс размахивается, глухой удар. Ничего не происходит. Макс бьет еще и еще раз.

МАКС. (кричит) Чертов верзила,  отдай ключ!

ХЛОЯ. Тише, Макс!

МАКС. Я не отступлюсь.

ХЛОЯ. Этот памятник поставили жители нашего города. Если мы его разрушим, нам не поздоровиться.

МАКС. Я готов разрушить весь город, а ты жалеешь памятник.

Макс ударяет по постаменту еще несколько раз. Садится обессиленный, приваливаясь спиной к камню. Хлоя садится рядом. Молчат.

ХЛОЯ. (поет) Пришла я к темной речке, на берегу стою. Как жду я нашей встречи  и лодочку твою. Качают лодку волны, одни с тобой сейчас, ласкают лодку волны, пробил полночный час.

Звучит одинокий колокол. Макс и Хлоя одновременно вздрагивают, смотрят друг на друга.

МАКС. Что это было?

ХЛОЯ. Он шевельнулся.

МАКС. Как будто дрогнул.

Макс ощупывает каменную стенку.

МАКС. Отчего?

ХЛОЯ. Не знаю.

Смотрят друг на друга.

МАКС. Я еще ударю.

ХЛОЯ. Стой! Помнишь, ты говорил, что Герцог никого не любил?

МАКС. При чем здесь это?

ХЛОЯ. Герцог любил. Он потерял свою любовь, но помнил её всю жизнь.

МАКС. И что?

ХЛОЯ.  (поет) Как тяжко милый, больно, ушел ты на войну, одна я здесь осталась, и вижу только тьму. Качаю колыбельку, где наша дочка спит. И слов любви никто мне совсем не говорит.

Звук колокола. Постамент рушится, фигура герцога раскалывается, падает на землю. Макс бросается к горе камней, разбрасывает их, Хлоя помогает ему.

МАКС. Нашел!

Поднимает над головой шкатулку.  Они вместе открывают шкатулку. Там лежит простой ключ. Макс и Хлоя бегут к дворцовой двери.  Слышен приближающий шум.

ХЛОЯ. Быстрей! Она поможет нам!

Макс не с первой попытки вставляет ключ в замочную скважину, поворачивает его, двери со скрипом открываются. Макс и Хлоя заходят внутрь. Двери закрываются.

 

КАРТИНА 8

Макс и Хлоя стоят в огромном зале дворца в полной тишине и темноте.

МАКС. Эй! Есть кто-нибудь?

ГОЛОС 1. (передразнивает) Есть кто-нибудь?

МАКС.  Покажись! Кто там!

ГОЛОС 2. Кто там?

МАКС. Выходи, поговорим!

РАЗНЫЕ ГОЛОСА. Поговорим! Поговорим! Поговорим!

Один за другим загораются факелы, развешанные по стенам. Макс и Хлоя оглядывают большой зал. С разных сторон к Максу и Хлое приближаются горожане:  Булочница, Рыбак, Молочница, Лавочник,  Седельщик. Они выглядят, как привидения, тянут к ним руки. Они наступают на Макса и Хлою.  Макс хватает горящий факел, защищается им от наступающих горожан.

БУЛОЧНИЦА. Кхе-кхе.  Куда собрались, голубки? Что ищите?

РЫБАК.  К фее Селестине пришли? Счастья захотели?

ЛАВОЧНИК.   Кто ж его не хочет?

МОЛОЧНИЦА. Золотой пыльцы!

ГОРОЖАНЕ. (взвывают) Золотой пыльцы! Золотой пыльцы!

МАКС.  Подите прочь, мертвецы!

БУЛОЧНИЦА.  Грубиян!

МАКС. Прочь, ведьма!

МОЛОЧНИЦА. Хе-хе-хе! Скоро станешь одним из нас!

Макс яростно размахивает факелом во все стороны.

РЫБАК. Сами сюда явились.

МАКС. Прочь! Убирайтесь!

ХЛОЯ. Макс, у тебя факел гаснет!

Молочница пытается ухватить Хлою за платье, та отталкивает её.

МОЛОЧНИЦА.  Дрянная девчонка!

БУЛОЧНИЦА. Сейчас я надену очки, и все-все  разгляжу!

Привидения теснят Хлою и Макса. Булочница  надевает очки, смотрит на  Хлою.  Хлоя смотрит на Булочницу, достает из кармана стекло Профессора и  приставляет  к глазу. Изумленно вскрикивает.

ХЛОЯ. Ты! Ты —  Измельчительница!

Молочница  отшатывается от Хлои.

ХЛОЯ. Ты случайно перемолола в мельнице золотые пылинки счастья, которые попали к тебе сто лет назад. А потом  не одни очки не помогли увидеть тебе своего счастья! Ты никогда не узнала счастья. Ты не узнала его.

Булочница с криком исчезает. Хлоя поворачивается  к Лавочнику. Тот пятится от неё, она рассматривает его через стекло Профессора.

ХЛОЯ. Уничтожитель счастья! Ты не разглядел золотые пылинки, которые  дала фея, и все их  перебил  мухобойкой!

ЛАВОЧНИК. Молчи!

ХЛОЯ. И больше никогда не увидел своего счастья, хотя  оно было у тебя под носом. Ты  всегда сам уничтожал его! Собственными руками!

Лавочник, охнув, исчезает. Хлоя поворачивается к Рыбаку.

ХЛОЯ. А ты – кто?

РЫБАК.  Ты ничего не знаешь. Я искал счастья!

ХЛОЯ. Ты искал?  Давитель счастья! Реалист! Ты кричал, что такова реальность, а сам не заметил золотой пыльцы, которая попала к тебе в дом и прилипла к твоим башмакам. Ты сам растоптал его. Давил, давил, пока оно не исчезло!

Рыбак исчезает.  Хлоя поворачивается к Молочнице. Та шипит, как змея. Молочница делает попытку кинуться на Хлою и отобрать волшебное стекло. Хлоя уворачивается, смотрит сквозь стекло на неё.

ХЛОЯ.  А вот, очернительница счастья. Ты так тщательно убиралась  в своем жилище, что вымела вон всю золотую пыльцу, и ни одна пылинка не осталась у тебя дома. Вот почему ты  никогда  не увидела счастья, а только очерняла его, говоря, что счастья нет! А ведь оно было у тебя,  оно было рядом!

МОЛОЧНИЦА. А-а-а!

Молочница исчезает, Хлоя смотрит в волшебное стекло на других горожан. Показывает на каждого.

ХЛОЯ. (выкрикивает) Душитель счастья, толкователь счастья, торговец счастьем, обманщица счастья!  Расхититель!  Гонительница! Уменьшитель! Сколько вас тут! Я всех вас вижу!  Я вижу, кто вы на самом деле!

Один за другим все привидения-горожане исчезают. Макс и Хлоя остаются одни.

МАКС. Профессор не обманул, стекло  волшебное.

ХЛОЯ. Конечно, волшебное.

МАКС. А где же фея? Неужели её уже нет.

С двух сторон появляются двойники Макса и Хлои. Они выглядят так же, как наши герои. Двойники приближаются к Хлое и Максу, встают против них.

ХЛОЯ 2. Здравствуй, Хлоя!

ХЛОЯ. Ты кто?

МАКС 2. Привет!

МАКС. Что тебе нужно?

ХЛОЯ 2. Что у тебя, покажи.

Хлоя 2 протягивает руку к волшебному стеклу. Хлоя прячет его за спину.

МАКС 2. Ищешь счастья?

МАКС. Не твое дело.

МАКС 2. Я – это ты.

МАКС. Ты – мираж.

МАКС 2. Я реальнее, чем ты думаешь.

МАКС. Хлоя, посмотри на них через волшебное стекло.

ХЛОЯ 2. Посмотри, Хлоя.

Хлоя смотрит. Макс забирает стекло, смотрит на Хлою 2 и на Макса 2.

МАКС. Они не изменились.

ХЛОЯ.  Нисколько не изменились.

МАКС 2. Знаешь, как приятно быть господином надворным советником?

ХЛОЯ 2. Женой надворного советника.

МАКС 2. Получать постоянное жалование,  пользоваться уважением членов общества.

ХЛОЯ 2. Иметь большой дом, устраивать приемы и чайные столы.

МАКС.  Быть погребенным под архивной пылью.

ХЛОЯ 2. Пить чай утром на балконе. Ловить восхищенные взгляды молодых людей,  которые будут восторгаться тобой и говорить: « Как  же  хороша эта  госпожа надворная советница».

МАКС 2.  Твоя жена не будет считать гроши, чтобы приготовить обед.

ХЛОЯ 2. К тебе будет стремиться весь цвет  города, Хлоя.

ХЛОЯ. Да!

МАКС. Хлоя, только на твоем месте будет другая! Отец не позволит мне жениться на тебе.

МАКС 2. Упрямец. Недалек тот день, когда тебе придется продать сюртук, чтобы пообедать.

ХЛОЯ 2. А тебе, милая, придется шить день и ночь, а вечером вытаскивать  мужа-пьяницу из кабака.

ХЛОЯ. Я не верю тебе.

ХЛОЯ 2.  Так и будет.

МАКС. Хлоя, не слушай её!

МАКС 2.  Макс, ты будешь вечно метаться между двух огней: яркой восторженностью и дикой депрессивностью. Твои ночные видения будут пугать тебя самого.

ХЛОЯ 2. И чтобы унять свой страх, он будет будить тебя по ночам, Хлоя, и просить, чтобы ты сидела рядом.

МАКС 2. (Максу) Ты ведь знаешь, у художников есть  ночная сторона души.

ХЛОЯ 2. (Хлое) Кошмары  и сумасшествие!

ХЛОЯ. Я не хочу тебя слушать.

МАКС 2. А еще, Макс, ты можешь влюбиться. У тебя  такая восприимчивая натура.

МАКС. Вранье!

МАКС 2. У неё будет нежный голос и ангельская внешность. Она будет молода и хороша собой. Ты будешь без ума от неё!

ХЛОЯ 2.  Он причинит тебе немало страданий, моя милая!

ХЛОЯ (затыкает уши) Не хочу!

ХЛОЯ 2. Сделай правильный выбор.

МАКС 2. Правильный выбор.

МАКС. Хлоя, тогда это буду не я.

ХЛОЯ 2.  Какая разница.

ХЛОЯ. ( плачет) Я хочу быть с тобой, Макс!

МАКС.  (обнимает её) А я с тобой!

ХЛОЯ.  Они высасывают из меня душу.

МАКС. Они хотят нас запугать. Это наши страхи.   Не надо бояться. Не смотри на них.

ХЛОЯ. Как говорил Профессор, чем меньше о них  думаешь …

МАКС. Тем быстрее они исчезают из твоей жизни.

ХЛОЯ. Я люблю тебя, Макс.

МАКС.  Ты – моя половинка, Хлоя.  Если мы разлучимся, наступит хаос, и ничто не спасет наши жизни.

Макс достает из кармана  сережки.

МАКС. Это тебе.

Хлоя, вытирает слезы. Берет сережки, вдевает их в уши. Герои целуются.

Двойники исчезают.  В глубине комнаты появляется фея Селестина.  Она  выглядит печальной и изможденной. Хлоя и Макс, увидев  фею,  склоняются в поклоне. 

СЕЛЕСТИНА.  Зачем вы пришли сюда? Что вам надо?

МАКС. Фея Селестина, простите за беспокойство.

ХЛОЯ.  Вы наша последняя надежда. Помогите нам.

СЕЛЕСТИНА. Чем?

МАКС. У вас есть золотое решето, которое дарит счастье.

СЕЛЕСТИНА.  Ах, дети!  Мое решето зависит от  людей. А тех, кто умеет искренне радоваться,  становится все меньше и меньше.  Силы мои на исходе.

ХЛОЯ. Неужели ничего нельзя сделать?

СЕЛЕСТИНА. Только благодаря таким как вы, я еще существую.

МАКС. Что нам делать?

СЕЛЕСТИНА. Ваша судьба, в ваших руках.  Доверяйте своему сердцу, оно не обманет.

ХЛОЯ. Госпожа фея!

СЕЛЕСТИНА. Идите. Вам пора.

МАКС. Помогите нам! Прошу! Мы любим друг друга!

Селестина исчезает. Хлоя и Макс смотрят друг на друга.

 

КАРТИНА 9

Площадь перед дворцом полна народу. Из дверей дворца появляются Макс и Хлоя. вперед выбегает Глюк.

ГЛЮК. Это они разрушили памятник! Я видел. И вошли во дворец.

ХЕЛЬГА. Никто не должен преступать порог замка!

РЫБАК. Хватайте их.

БУЛОЧНИЦА. Откроются врата ада, если кто нарушит покой феи! Так сказано!

ЛАВОЧНИК. Их надо казнить!

СЕДЕЛЬЩИК. Не дайте им уйти!

Макса и Хлою окружают.  Три раза звонит колокол. На башне дворца появляется фея. Горожане  замолкают.

БУЛОЧНИЦА. Смотрите фея! Фея!

МОЛОЧНИЦА. У неё золотое решето.

Селестина поднимает золотое решето. На площади воцаряется полная тишина. Раздается мелодичный звон. Фея  качает решето, из него сыпятся пылинки. Горожане прыгают, хватают их. Пылинки черного цвета, но горожане не замечают этого. Поднимается шум, восторженные крики. Земля качается под ногами, Стены дворца рушатся, фея Селестина исчезает. Крики ужаса. Землетрясение. Грохот, шум, горожане с криком  разбегаются. В городе начинается пожар.

БУЛОЧНИЦА. Спасайтесь.

ЛАВОЧНИК. Пожар, пожар!

Затемнение.

 

КАРТИНА 10

 На сцене экскурсовод с группой  туристов.

ЭКСКУРСОВОД.  Здесь когда-то жили счастливые, веселые, беззаботные люди. Им покровительствовала добрая фея Селестина.  Но со временем жители города разучились радоваться своему счастью и все потеряли. Город был разрушен землетрясением и пожаром. Говорят, это фея счастья рассердилась на своих подданных, и вместо золотой пыльцы рассеяла черную пыль. Город почти исчез. И замок феи – дворец счастья был разрушен.  И все же люди возвратились сюда. Легенда гласит, это были  девушка и парень, которые  верили в чудо. И сейчас мы говорим о них, как о родоначальниках нового города, который возродился на этом месте. Их звали  Максимилиан и его верная спутница Хлоя. Они завещали нам, своим потомкам, никогда не терять веру в себя, и следовать своему сердцу. Ах, какая прекрасная легенда! Посмотрите вокруг. Что вы видите?

ТУРИСТ 1. Новый город.

ЭКСКУРСОВОД. Возрожденный город. Прекрасный город.

ТУРИСТ 2. А дворец счастья? Его восстановили?

ЭКСКУРСОВОД.  Дворец феи  не смогли восстановить. На его месте построили другое здание, но оно  до сих пор  пустует. Видимо, дух феи всё еще живет в этом месте, и противиться новому жилищу.

ТУРИСТ. А фея может вернуться сюда?

ЭКСКУРСОВОД.   Почему бы и нет?  Да, благословенен будет этот край и  мы вместе с ним.

 

КОНЕЦ